Что такое мнемотехника?

Дабы не сильно углубляться скажу лишь то, что мнемоникой пользовались еще в до письменные периоды человеческой истории, для того, чтобы запоминать огромные объемы информации. Ведь ни бумаги, ни компьютеров тогда не было. Поэтому владеть искусством запоминания (мнемоника) было тогда настолько же важно, как для нас сейчас уметь читать. Раньше вся информация передавалась из уст в уста, а в нашем распоряжении огромное количество книг, курсов и интернет. Чуете разницу?

Как происходит запоминание с помощью мнемотехники?

Путем образования искусственных ассоциаций в мозгу с помощью визуализированных образов. Для каждого вида информации есть свои приемы, трюки, ухищрения. Доведение этих приемов до уровня навыка, а потом до автоматизма позволит вам запоминать на слух номера телефонов, имена, адреса. Вспоминать по дате что происходило в тот или иной момент. Запоминать книги, иностранные слова и любую другую информацию.

Почему образы? Потому что именно образы — язык нашего мозга. Если вы думаете, что это не так — вы сильно заблуждаетесь. Этот вопрос довольно серьезный и обширный, я не буду вам все рассказывать в этой статье, ответ на него можно найти во многих научно-популярных книгах.

В общем, запоминание — это навык, который тренируется, где способность запоминать ограничена только желанием. Не путайте! Развитие памяти — лишь побочный и незначительный эффект. Вас будут учить именно запоминать и ориентироваться в вашем мозгу так, чтобы уметь доставать оттуда любую информацию.

Это можно сравнить с мусоркой. Скорее всего ваша голова на данный момент это мусорка, в которой пластик лежит со стеклом и грязной бумагой. И чтобы что-то оттуда вычленить вам придется постараться. Если все рассортировать, разложить по полочкам и структурировать, то найти определенный предмет будет намного проще, чем копаться в куче. Понятна аналогия?

Читая отзывы о мнемотехнике я часто видел огромное количество негатива, где утверждалось, что она нужна только для фокусов, якобы там задействуется только кратковременная память и вывести ее в долговременную невозможно. Или кричат, что их память не улучшилась, хотя мнемоника искусство запоминания, а не искусство развития памяти. Кто-то сравнивает ее с зубрежкой и считает, что разницы нет никакой, маленький КПД. Я видел людей, которые занимаются этим 5 лет и не могут запомнить банальных 100 слов в час. Кто-то лает на курсы по памяти многих авторов, сами даже не открывая их. Некоторые возмущаются, что на практике она не используется и думают о том, что запоминание образов является лишней тратой времени. Что образы никогда не исчезнут, тем самым забивая голову «картинками» мы перегружаем мозг. В общем много и много бреда.

Такие люди часто вызывают у меня недоверие и даже отвращение, ведь на все эти утверждения я нашел опровержения всего за недельку копания в книгах и курсах по мнемотехнике. Что же тогда говорить о тех, кто за 5 лет так ни в чем и не разобрался?

Так какая же она, мнемотехника? Где ее учить, какие брать материалы?

Это Козаренко Владимир Алексеевич, а тут его сайт.

Чтоб ответить на этот вопрос для начала надо определиться с тем, какие бывают направления в мнемотехнике? Ответ на этот вопрос четко и ясно сформулировал только один автор — Владимир Козаренко. Вот что он нам говорит:

Существует шесть направлений мнемотехники:

  1. Народная мнемотехника. Это приемы, которые глубоко вошли в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон и вы их даже не замечаете. Например дорожные знаки это мнемотехнический прием. Вместо текстовой информации вам дают образ, который проще и быстрее воспринять на больших скоростях. Не будете же вы читать колонку текста на скорости 80 км/​ч?;

  2. Классическая мнемотехника. Это мнемотехника, которая зародилась как часть ораторского искусства еще оооочень давно, никто даже точно не может сказать когда. Она разделилась на 2 лагеря. Братва Цицерона и братва Квинтилиана. Первый все запоминал с помощью образных кодов, другой же разрабатывал систему для тех, у кого туго с воображалкой;

  3. Педагогическая мнемотехника. Это наша старая добрая система образования. Основатель П. Рамус. В ней отходят от визуальных образов и снижают требования к ученикам. Это многократное чтение, многократное повторение в слух, конспектирование, перерисовка иллюстраций, организация учебного процесса в виде игры. В 16 веке одержала полную победу над классической мнемотехникой по причине того, что она проще, доступна большему количеству людей, хотя методы ее не шибко эффективны по сравнению с классической мнемотехникой;

  4. Цирковая (эстрадная) мнемотехника. Использует принципы классической мнемотехники. Все силы уделяются разработке и этапу кодирования информации в какие-нибудь жесты, образы, слова, щелчки, звуки и т. д. Чтобы обмануть зрителей и якобы представить «феноменальную» память;

  5. Спортивная мнемотехника. Используется для соревнований по мнемотехники, коих не мало. Как правило участники хоть и умеют запоминать широкий спектр информации, но специализируются на запоминании чего-либо одного. Например цифровой последовательности. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям: скорость запоминания информации и объем запоминаемых за один раз сведений;

  6. Современная мнемотехника. Отличительной особенностью является наличие теоретической базы, которая создается, дорабатывается, оптимизируется, дополняется на основе всего изученного ранее по этой теме. Присутствует четко созданная система запоминания. Грубо говоря это игра, которую если пройти до конца, то навык у тебя уже будет не слабый. Все разделено на уровни, все систематизировано, осталось только жопу посадить.

Таким образом мы пришли к тому, что надо исходить из наших целей. Подбирать и использовать мнемотехнику соответственно нашим запросам, что для мыслящего человека вполне очевидно.